Защитники земли русской - о русских рыцарях и витязях
«С огромным интересом я читаю статьи, посвященные Куликовской битве. Но, честно говоря, остаюсь в недоумении, и вот почему. Если орда Мамая была побеждена относительно небольшой, но хорошо обученной и замечательно снаряженной ратью Дмитрия Донского, то сам собой возникает вопрос — откуда же появились на Руси такие воины! Каким образом русским удалось собрать 8 сентября 1380 года столь замечательное, профессионально обученное войско!» — спрашивает в своем письме Николай Ферапонтов из Рязани. А ленинградец Григорий Ботухов, вторя ему, задается вопросом — «нашим предкам приходилось сражаться и, надо сказать, не без успеха, с тяжеловооруженными конниками Византии, закованными в стальные латы тевтонами и шведами. Как мне думается, победы Святослава и Александра Невского объяснялись не только полководческим искусством этих князей, но и вооружением их ратников, которое ничем не уступало иноземному. Однако в нашей литературе невозможно отыскать и малейшего упоминания о том, что на Руси существовало подобие рыцарства».Эта проблема заинтересовала и многих других читателей. В частности, Владимир Суханов из Ярославля любопытствует — не являются ли известные всем былины своего рода устным памятником, подтверждающим то, что в период раннего средневековья в русских княжествах были профессиональные военные, имевшие оружие, не уступавшее, как говорится, мировым стандартам!Действительно, наша историческая литература сомневается в возможности существования «отечественных рыцарей» в Киевском, Новгородском, Рязанском, Владимирском прочих княжествах.Чтобы решить эту загадку и сделать определенные выводы о структуре вооруженных сил как на Руси, так и в других государствах периода феодализма, следует, очевидно, подвергнуть тщательному анализу общественно-экономический уклад государственных объединений IX— XIV веков, еще раз обратиться к дошедшим до нас письменным источникам. При этом, естественно, надо избегать всяческой предвзятости и в то же время постараться освободиться от оков традиционализма. Так в свое время поступил Генрих Шлиман, которому удалось найти легендарную Трою, считавшуюся до него плодом поэтического вымысла.