ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
[size=10]ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Практические рекомендации родителям гиперактивно¬го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд¬ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре-обладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: — проявляйте достаточно твердости и последовательно¬сти в воспитании; — помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; — контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; — не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони¬мании и доверии; — избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку; — реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо¬бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи¬руйте его, оставьте в комнате одного и т. д.); — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; — выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; — для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: — уделяйте ребенку достаточно внимания; — проводите досуг всей семьей; — не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: — установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за¬дание, не отвлекаясь; — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; — оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; — избегайте по возможности больших скоплений людей; — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; — организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. 4. Специальная поведенческая программа: — придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро¬шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за¬вести дневник самоконтроля; — не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; — чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от¬рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив¬ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; — составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; — воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией; — не старайтесь предотвратить последствия забывчиво¬сти ребенка; — постепенно расширяйте обязанности, предваритель¬но обсудив их с ребенком; — не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; — не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; — помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; — не давайте одновременно несколько указаний. Зада¬ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь¬ких звеньев; — объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер¬активный ребенок еще не готов к такой форме работы. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни¬мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: — лишение удовольствия, лакомства, привилегий; — запрет на приятную деятельность, телефонные разго¬воры; — прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска¬мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); -- чернильная точка на запястье ребенка («черная мет¬ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде¬ние на «скамейке штрафников»; — холдинг, или простое удержание в «железных объ¬ятиях»; — внеочередное дежурство по кухне и т.д. Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово¬рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: — если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз¬ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам; — если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ¬ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс¬нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри¬мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе¬нок будет знать, что ответственность за принятое им реше¬ние несет только он сам; — если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре¬бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж¬дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных по¬купок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей¬ствие. — если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу¬ющий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам. Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо¬димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при¬нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг¬рает методика «позитивной модели», заключающаяся в по¬стоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди¬телями. Помните, что невозможно добиться исчезновения ги¬перактивности, импульсивности и невнимательности за не¬сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив¬ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос¬лой жизни. Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак¬тивности — это патология, требующая своевременной ди¬агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет. Помощь в подготовке и написании материала оказал интернет магазин детских товаров xoob.ru[/size]
Категория: Мои статьи | Добавил: Xoob (27.11.2012)
| Автор: Xoob
Просмотров: 804
| Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]