За месяц истребитель Rafale отметился сразу двумя скандалами
Истребитель Rafale за последнее время не единожды
приковывал к себе внимание. 7 сентября гордость французского авиапрома
объявили победителем крупного тендера ВВС Бразилии, а спустя пару дней
эта информация была опровергнута. 24 сентября два аналогичных самолета
ВМС Франции потерпели катастрофу над Средиземным морем. Как выяснилось
позже, причиной падения истребителей, базировавшихся на авианосце
"Шарль де Голль", стало столкновение во время выполнения испытательных
полетов. Два события, на первый взгляд, мало связаны друг с другом, но
они стоят того, чтобы поближе присмотреться к французскому самолету.
Rafale сегодня можно назвать одним из самых больших неудачников рынка
вооружений, хотя, по мнению экспертов, он обладает многими важными
качествами, необходимыми современной боевой машине. За почти
десятилетие с момента представления и двадцать лет с дня первого полета
французам так и не удалось найти ни одного покупателя для своего
истребителя, хотя предпосылки для этого имелись.
Достаточно сказать, что знаменитые французские боевые самолеты
семейства Mirage стояли и по сей день стоят на вооружении десятков
государств, что само по себе должно было стать позитивным фактором в
продвижении более современного Rafale. Но самолет пока так не смог
пробиться даже на рынки тех стран, где раньше французская боевая
авиация пользовалась популярностью.
Скорое появление экспортных истребителей пятого поколения F-35 так и
вовсе свело на нет попытки французов завоевать симпатии военных
развитых стран. Сегодня разработчики Rafale и официальный Париж "воюют"
за менее лакомые рынки третьих стран, конкурируя с очередными
модификациями старых, но проверенных временем американских F-16 и
F/A-18, чуть более удачливыми европейцами Gripen и Typhoon, а иногда и
с российскими самолетами.
|
F/A-18E Super Hornet. Фото с сайта www.milavia.net |
Единственным заказчиком Rafale сегодня, как и прежде, остается
французская армия, купившая лишь 120 машин для ВВС и ВМС. Понятное
дело, что при таких объемах проект можно назвать почти провальным.
Бразильский тендер FX-2 как минимум мог бы принести Парижу заказ на 36
машин, а в перспективе - и до 120. Понятно, что для Rafale это был бы
не только крупный финансовый, но и психологический прорыв - истребителю
впервые удалось бы вырваться на зарубежный рынок. Причем вырваться
триумфально.
Rafale, впрочем, и так считал
...
Читать дальше »