Британцы пожалели денег на новый авианосец
На днях в британской прессе появилась информация о
том, что Военно-морским силам Великобритании пришлось отказаться от
постройки одного из двух авианосцев, укомплектованных новейшими
палубными истребителями F-35. Речь идет о корабле под названием "Принс
оф Уэлс", который планировалось ввести в боевой состав британского
флота в 2018 году. Причина тривиальна - ВМС страны просто не смогли
позволить себе потратить на авианосец несколько миллиардов фунтов
стерлингов.
История с британскими авианосцами тянется уже около десяти
лет. В конце 90-х годов ВМС пришлось задуматься, чем заменить уже
устаревший флагман "Инвинсибл", который в ближайшие годы должен был
отправиться на покой. В начале 2000-х годов стало известно, что
Великобритания решила создать авианосцы под самолеты Joint Strike
Fighter, а именно - под палубные истребители F-35B Lightning II с
укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Однако приступить к
реализации этого проекта получилось далеко не сразу. В основном, по
финансовым причинам.
В 2005 году "Инвинсибл" был окончательно выведен из
эксплуатации и отправлен в резерв, и у Великобритании остался лишь один
авианосец подобного типа - "Илластриэс". Второй, "Арк Ройял", в тот
момент находился на ремонте. Он вернулся в состав Королевского флота
лишь в 2006 году. Впрочем, и "Илластриэс", и "Арк Ройял" сложно назвать
современными кораблями. Поэтому ВМС Великобритании рассчитывали уже в
2012 году заменить их авианосцами нового поколения. Несмотря на эти
планы, в 2006 году контракт на постройку кораблей еще не был подписан.
Компании BAE Systems, VT Group и Thales Group утверждали, что
стоимость новых авианосцев "Куин Элизабет" и "Принс оф Уэлс"
водоизмещением 65000 тонн каждый ну никак не может быть меньше 3,8
миллиарда фунтов стерлингов. Министерство обороны Великобритании
настаивало на сумме в 3,5 миллиарда фунтов стерлингов. Подписание
контракта откладывалось, а цена на корабли не только не снижалась -
наоборот, продолжала неуклонно расти.
Наконец, в 2008 году было принято окончательное решение по
этому вопросу. 3 июля 2008 года контракт на строительство авианосцев
между министерством обороны и консорциумом, в состав которого вошли BAE
Systems, VT Group, Babcock International и Thales, был подписан. На
строительство кораблей планировалось выделить 4 миллиарда фунтов
стерлингов. По предварительной договоренности, первый авианосец должен
был быть спущен на воду в 2014 году.
Церемония вырезания первого куска стали для авианосцев на
судостроительной верфи BVT Surface Fleet состоялась лишь двенадцать
месяцев спустя, 7 июля 2009 года. К тому моменту стоимость кораблей
успела вырасти еще на 25 процентов. Причиной тому послужили несколько
факторов, среди которых - перенос сроков сдачи авианосцев в
эксплуатацию, инфляция и изменения в дизайне. Впрочем, и эта цена, как
утверждают аналитики, не окончательная.
По оценкам специалистов, последующие затраты могут составить
еще 10 миллиардов фунтов стерлингов. При этом, правда, не уточняется,
куда именно пойдут эти деньги. Также министерству обороны придется
раскошелиться на закупку истребителей F-35, а это еще несколько
миллиардов фунтов стерлингов.
...
Читать дальше »