Италия намерена предложить Евросоюзу создать единую европейскую армию. С этим предложением, как заявил глава МИД Италии Франко Фраттини, его страна выступит на неформальном саммите ЕС, который пройдет 19 ноября в Риме, сообщает The Times.
Долгая дорога к единой армии
О том, что войскам Европейского союза следует объединиться, говорилось и раньше. Еще в декабре 1999 года Германия, Франция и Италия подписали документ о создании единых вооруженных сил. Согласно задумке они могли бы действовать на тех территориях, которые не входят в зону ответственности НАТО.
В марте 2003 премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт заявил, что Париж, Берлин и Брюссель намерены выступить с предложением о создании объединенной европейской армии. По его словам, эти войска будут предназначены в первую очередь для обороны ЕС. В ходе развития иракского кризиса Европа явно ощутила нехватку подобных войск, сказал тогда бельгийский министр.
В 2007 году об идее создать единую европейскую армию напомнила канцлер Германии Ангела Меркель. Она сказала, что появление таких сил позволило бы Еврокомиссии получить большую свободу действий и четко определило бы сферу ее ответственности.
А год спустя, летом 2008 года, Николя Саркози направил правительствам стран ЕС пакет предложений «по дальнейшей интеграции в военной области». Президент Франции, председательствовавший тогда в Евросоюзе, предложил учредить единый оперативный штаб в Брюсселе для командования военными операциями за пределами ЕС. Кроме того, Саркози предложил создать единый воздушно-транспортный флот для переброски войск к местам операций, единую систему военных спутников и военную академию единой Европы. Финансирование военных операций Евросоюза также должно стать общим.
Европа после Лиссабонского договора
Несмотря на все эти инициативы, единые европейские войска так и не были созданы. Однако это не смущает итальянского министра иностранных дел. В Риме посчитали, что теперь в пользу проекта создания единых европейских вооруженных сил появился новый и весьма существенный аргумент. Речь идет о принятом недавно Лиссабонском договоре.
Фраттини обратил внимание на то, что в договоре сказано: «Если некоторые страны хотят углубить взаимодействие друг с другом, то они имеют право это сделать». По словам министра, ситуация с созданием единых вооруженных сил аналогична той, что была при введении евро и создании Шенгенской зоны. То, что сработало в те разы, сработает и в этот.
Противовес США и Китаю
По мнению Фраттини, если Евросоюз не будут проводить общую внешнюю политику, он рискует закончить тем, что с ним перестанут считаться. Особенно в этой связи тревожит министра перспектива объединения США и Китая в G2. В результате тихоокеанская геополитическая ось заменит прежнюю, атлантическую, полагает Фраттини.
Министр назвал создание единой европейской армии «насущной необходимостью». При этом он сослался на ситуацию с операцией в Афганистане. «Сейчас президент Обама может обратиться к Польше, Италии или Британии с просьбой отправить туда дополнительные войска. Но, если будет создана объединенная европейская армия, ему пришлось бы иметь дело единым центром. Если Обаме понадобятся 30 самолетов, он просто спросит, есть ли у европейской армии возможность предоставить их ему», – пояснил Фраттини.
|
Кроме того, создание единой армии позволило бы ввести специализацию по странам. Сейчас все государства посылают в Афганистан и солдат, и бронетехнику, и самолеты. Однако в будущем Франция могла бы, например, отправлять в Афганистан танки, Британия – бронетранспортеры, Италия – самолеты. «Это позволило бы нам более оптимально использовать имеющиеся ресурсы», – считает Фраттини.
При этом он призвал обратить внимание на то, что войска различных европейских стран уже доказали свою способность успешно вести совместные боевые действия. «Мы отлично справляемся в Афганистане. В провинции Герат итальянцы воюют вместе с испанцами. Так почему бы не создать совместные силы?» – добавил министр.
Закономерный этап
«Создание общей армии – это естественный и закономерный этап в деле европейской интеграции», – сказал GZT.RU заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его словам, подписание Лиссабонского договора стало очередным шагом на пути создания по-настоящему единого государства на месте нынешнего Евросоюза. «А у единого государства должны быть единые вооруженные силы», – добавил эксперт.
«Кроме того, содержание отдельных армий для европейцев очень обременительно, потому что по большому счету они им не очень нужны, – полагает Храмчихин. При этом очевидно, что единая армия будет обходиться бюджетам стран, входящих в ЕС, значительно дешевле, чем содержание собственных войск. В то же время появление единой армии действительно значительно повысит геополитический вес Евросоюза, что скажется на взаимоотношениях Брюсселя и Вашингтона.
Замена НАТО
Хотя официально говорится, что единая армия и НАТО будут существовать параллельно, эксперт уверен, что фактически объединенные войска Евросоюза должны стать заменой Североатлантическому альянсу. «У европейцев просто нет денег на одновременное содержание двух военных структур», – сказал Храмчихин.
«Что касается России, то ей появление единой армии Евросоюза угрозы не несет. Для нас после этого ровным счетом ничего не изменится. Европейские вооруженные силы и в настоящее время очень малы, а так они станут и того меньше», – подытожил политолог.